Исследовательская деятельность

    В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит проблема развития познавательной активности дошкольников.
    Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник в процессе образовательной деятельности проявляет исследовательскую   активность.
   Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».
    В статьях,  словарях,  энциклопедиях  понятие «активность» чаще всего раскрывается через  понятие «деятельность», "деятельность" - через "активность".
       Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.      
     Особое внимание формированию познавательной активности уделено во ФГОС ДО.
     - Основные принципы дошкольного образования;
     - Образовательная область "Познавательное развитие";
     - Виды деятельности.
      Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.   Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
     Для удовлетворения этой потребности детей мною была изучена и внедрена в образовательную деятельность технология самостоятельной исследовательской деятельности «Путешествие по карте», автор Надежда Александровна Короткова. 
         Для реализации данной технологии мною был создан ряд условий:
1. В группе был создан познавательный центр «Путешественники», который включает в себя атрибуты и игровое оборудование от глобуса до цифрового микроскопа. С помощью микроскопа  дети изучают свойства различных материалов: песка,  меда, молока, соли, сахара, а также насекомых и листочки растений. Микроскоп дает возможность нам с воспитанниками выводить изображения на экран монитора, сохранять и редактировать их в электронном виде.
      Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для детей, чтобы они могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.
2. Совместно с детьми, исходя из их потребностей и интересов, составили календарь путешествий на год, где были последовательно распределены посещения материков и стран.  Данный прием способствовал поддержанию интереса детей к путешествию по карте. Окончание каждого путешествия отмечалось в плане-схеме красным флажком. 
На основе календаря путешествий был составлен цикл непосредственно образовательной деятельности «Кругосветные путешествия по планете Земля», которые позволяют развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. После проведения каждого путешествия мы с детьми заполняем альбом «Заметки путешественника», в котором дети имеют возможность зафиксировать самые интересные моменты путешествия, а также в нем отражен алгоритм проведения занятия по данной технологии.
Для того, чтобы реализовать технологию, предварительную работу начинала с младшего дошкольного возраста: проводила занятия и игры по ознакомлению детей с дорогой, а также с особенностями той или иной экологической системой (лес, луг, болото). В среднем дошкольном возрасте продолжала развивать у воспитанников пространственные представления с помощью планов-схем и элементарных карт, а уже в старшем дошкольном возрасте ввела алгоритм путешествия по данной технологии,  с использованием глобуса и карты.
При планировании путешествий мною учитывалось требование, что каждое путешествие имеет свой алгоритм независимо от того, какая тема непосредственно образовательной деятельности. Все этапы технологии проходят во время одного занятия.
Данный алгоритм проведения "Путешествия по карте"  хотелось бы представить на одном из увлекательных путешествий по Африке.
Первый этап алгоритма - выбор пункта назначения.
На этом этапе использовала такой метод  выбора пункта назначения, как  письмо от обезьяны Чи-Чи, которая приглашала ребят в гости на день рождения.
На этом этапе дети учились рассуждать.
Второй этап алгоритма - выбор транспортного средства
Для путешествия по Африке дети предложили путешествовать на разных видах транспорта. После совместного обсуждения пришли к выводу, что самым быстрым, безопасным, и удобным транспортным средством будет самолет.
На этом этапе дети учились искать и  находить решение, договариваться.
Третий  этап алгоритма - Определение маршрута по глобусу и карте и прокладывание его цветными флажками на карте
На данном этапе дети находили на карте, а затем на глобусе Россию, отмечали ее красным флажком  как пункт отправления. Затем находили Африку, тоже отмечали красным флажком, как пункт прибытия. После этого с помощью цветных стикеров прокладывали маршрут путешествия на карте и глобусе
На этом этапе дети учились искать и  находить решение, анализировать, сравнивать, обобщать в процессе наблюдения.
Четвертый   этап алгоритма - высказывание предположений о том, кто и что нам может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
С помощью вопросов например «Ребята, а вы знаете кто живет в Африке?» или «Ребята, как вы думаете кого мы можем встретить на пути по дороге в Африку?»  дети выдвигали гипотезы, кто и что может встретиться на пути, в данной местности.  Дети в путешествие  собирали  с собой рюкзачок, куда складывали  необходимые, по их мнению, вещи, которые могут понадобиться во время путешествия.
На этом этапе дети учились выражать свое  мнение, делиться впечатлениями.
Пятый    этап алгоритма - само путешествие. Заполнение участка контурной, физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом)
Сначала мы с детьми рассмотрели 3 климатические зоны Африки. В каждой климатической зоне изучили животный и растительный мир, в ходе изучения растительного и животного мира наклеивали карты – метки на карту материк «Африка». Во время изучения климатической зоны пустыня, с помощью цифрового микроскопа рассматривали с детьми песок и сделали вывод, что весь песок состоит из множества маленьких песчинок.
На этом этапе дети учились принимать решения,  выражать мнение, делиться впечатлениями, проводить опыты, умеют сравнивать и делать выводы по проделанной работе. Дети соблюдают правила поведения в природе.
 Последний шестой этап - подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
На этом этапе подводили итоги с помощью вопросов, а самые интересные и запоминающиеся моменты путешествия занесли в альбом «Заметки путешественника».
Дети учились выражать собственные суждения, делится впечатлениями.
3. Для успешной реализации этапов технологии осуществляла взаимодействие с родителями. Для их привлечения  к взаимодействию по теме «Африка»  провела для них консультации, разработала наглядно-информационные материалы, провела  итоговое мероприятие совместно с детьми и родителями «Путешествия по материкам и странам».
       Благодаря технологии «Путешествие по карте» у моих воспитанников сформировались реальные географические представления о материках и частях света, дети запомнили какие животные, растения и народы живут на том или ином материке. Они научились свободно выражать свои мысли, делиться впечатлениями, договариваться между собой. Закрепили навык проведения опытов и экспериментов, в ходе которых они учились сравнивать, анализировать и делать выводы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий